Prospect74.ru

Проспект 74
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Онеггер. Оратория «Жанна д’Арк на костре»

«Почти как на костре»

Драматическая оратория Онеггера (1938, Базель) на сюжет поэмы П. Клоделя.

Состав исполнителей: чтец, Жанна д’Арк (без пения), Брат Доминик, монах (без пения), Дева Мария (сопрано), Святая Маргарита (сопрано), Святая Екатерина (контральто), Боров, председатель суда (тенор), Осел, писец (тенор), Зерно (без пения), Мамаша винных бочек (без пения), 3 герольда (тенор, бас, без пения), монахи, священники, толпа, дети (хор, детский хор), оркестр.

История создания

«Жанна д

В творчестве Онеггера оратории принадлежат к одному из ведущих жанров. Большая их часть создана в 1930-е годы: «Крики мира», «Пляска мертвых», «Николя из Флю», «Жанна д’Арк на костре». Последняя оказалась особенно созвучной настроениям эпохи — кануна Второй мировой войны и французского Сопротивления. Она была задумана, по словам Онеггера, как «грандиозная народная фреска» и воспринималась современниками как массовое представление в духе вновь популярных в то время празднеств Великой Французской революции 1789—1794 годов, развертывавшихся на площадях Парижа с участием и в присутствии тысяч людей. «Я попытался в этом произведении быть доступным массам и в то же время интересным для музыканта», — утверждал композитор. С другой стороны, первая мысль об оратории пришла в голову знаменитой любительнице искусств, танцовщице и драматической актрисе Иде Рубинштейн, когда она присутствовала в Сорбонне на студенческом спектакле в стиле народных средневековых мистерий. Ей оратория и посвящена.

Онеггер обратился к Полю Клоделю с предложением разработать сюжет о Жанне д’Арк (1410 или 1412—1431), 500-летие первого подвига которой — освобождения Орлеана, за что она и получила имя Орлеанской Девы, — отмечалось в 1929 году. Поль Клодель (1868—1955), крупнейший французский писатель и поэт, почти полвека, вплоть до середины 30-х годов, отдал дипломатической службе и побывал во многих странах. Обращение в 1886 году к католицизму оставило глубокий след в его творчестве, о чем свидетельствуют пьеса «Благовещение Марии», переводы псалмов, текст для оратории «Крестный путь», цикл стихотворений «Календарь Святых»; в 30-е годы появились «Религия и поэзия», «Месса вон там», «Поэт видит крест», «Мистика драгоценных камней». В католических кругах его считали «новым Шекспиром». Известная французская энциклопедия Ларусса так характеризует Клоделя: «Символист и в то же время реалист, во всяком случае глубокий мистик; простой и одновременно изысканный, часто темный и мощный, он придал своему искусству грубую примитивную форму. »

В сюжете о Жанне д’Арк, необычайно популярном во Франции, Клодель видел близкие себе мистические мотивы и искал для него оригинальную трактовку. Он предложил свободное построение трагедии. По словам Клоделя, «вершина жизни Жанны д’Арк — смерть, костер в Руане. С этой вершины она обозревает всю цепь событий, которая и привела ее сюда, начиная с более близких по времени и кончая более отдаленными, — вплоть до осознания своего призвания, своей миссии». Текст создавался ритмизованной прозой с использованием особенностей народной поэзии, многие эпизоды — на средневековой латыни. По утверждению Онеггера, Клодель «указывал мне строчку за строчкой композицию партитуры. Он заставлял меня проникнуться атмосферой стихов, пояснял характер мелодий. Достаточно слышать, как Клодель читает и перечитывает свой текст. Он это делает с такой пластической силой, что в стихах как бы выделяется музыкальный рельеф, представляемый ясно и четко тому, кто наделен музыкальным воображением». Главная роль первоначально предназначалась Иде Рубинштейн, которая лишь в одной сцене напевала детскую песенку. Немало других ролей также было рассчитано на драматических актеров.

Читайте так же:
Салат «На завтрак»

«Жанна д’Арк на костре», обозначенная как драматическая оратория, предполагала сценическую постановку, однако ее премьера состоялась в концертном исполнении на родине родителей Онеггера, в Швейцарии. Это произошло через 3 года после завершения работы над музыкой, 12 мая 1938 года в Базеле, под управлением известного швейцарского дирижера Пауля Захера с Идой Рубинштейн в главной роли. Сценическая премьера прошла 6 мая следующего года в Орлеане, в театре, построенном на развалинах старинной церкви ровно 510 лет спустя после подвига Орлеанской Девы — освобождения города от англичан. «Сотни орлеанцев едва сдерживали слезы. Они чувствовати себя уже не публикой. а той толпой руанцев, что теснилась некогда вокруг костра и взирала на Святую Жанну, горевшую подобно пламенному вихрю, который возносится из самого сердца Франции». Через 6 лет, в 1945 году Онеггер написал пролог к оратории.

Музыка

Артюр Онеггер / Arthur Honegger

Драматическая оратория «Жанна д’Арк на костре» сочетает черты мистерии, страстей и народных площадных представлений. Она состоит из пролога и следующих без перерыва 11 сцен, где чередуются музыкальные и речевые эпизоды. Из сольных вокальных партий наиболее значительны партии Святых Маргариты и Екатерины, вдохновляющих и ободряющих Жанну. Одно из важнейших мест отведено хорам — мужскому, смешанному, детскому.

Хоровой пролог рисует погруженную во мрак, разоренную многолетней войной, разорванную на части Францию. Из стонущих возгласов хора рождается мольба о спасении у солирующего сопрано па канонический молитвенный текст «De profundis» («Из глубины бездны взываю»), которая сменяется энергичным маршем. Чтец четырежды провозглашает «Была девушка по имени Жанна», и хор развивает эту фразу в стремительном фугато. Кульминация пролога — колокольный звон, переданный аккордами 2 фортепиано, на фоне которого хор призывает Жанну к подвигу. 4-я сцена, «Жанна, выданная животным», решена в духе народных средневековых фарсовых представлений. Каждый эпизод открывается фанфарным призывом труб Первый — выборы председателя суда. Тигр, лис и змей отказываются, тогда свою кандидатуру предлагает Боров (пародируется фамилия епископа, председателя руанского трибунала, осудившего Жанну: Кошон — свинья). Его характеризует напыщенная и пошлая ария с использованием латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы. Следующий эпизод — выборы заседателей и писца. Первые оказываются баранами (хор подражает их блеянью), второй ослом (крик «и-а» солиста передразнивают хор и «волны Мартено»). Вся эта издевательская музыка накладывается на мрачный хорал низких струнных и духовых инструментов, напоминающих церковный напев Dies irae (День гнева). На традициях средневековых представлений основана и 8-я сцена, «Король в Реймс собрался». Однако здесь Оннегер обращается к этим традициям не для сатирической характеристики врагов Жанны, а для создания широкой картины народной жизни. Массовый праздник в честь победы над врагами открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля, где использованы обороты народной песни «Лаонский перезвон». Другая народная песня варьируется в следующем эпизоде, рисующем объединение северных и южных провинций Франции (север олицетворяет Зерно, юг — Мамаша винных бочек). Еще одна подлинная народная мелодия — майская песня «Тримазо», порученная преимущественно детским голосам, звучит в центральном разделе 9-й сцены, «Меч Жанны». 11-я сцена, «Жанна д’Арк в пламени», образует грандиозный финал. Солирующая труба предваряет торжественную фразу нового персонажа — Девы Марии, благословляющей жертву Жанны. В первом разделе воплощены чувства толпы, собравшейся на площади Руана: одни проклинают Жанну-ведьму, другие прославляют Жанну-Деву. Последний раздел завершается торжественным утверждением маршевой темы «Есть радость, которая сильнее всего». Напряжение спадает, звучат умиротворенные голоса детей, прославляющих жертву во имя любви к людям. Заключает ораторию нежное пение соловья, впервые появившееся еще в 1-й сцене, «Голоса неба».

Читайте так же:
Изысканный салат Королевский

В основе сочинения — поэма поэта-мистика Клоделя. Интересное по форме произведение Онеггера, сочетающее черты оперы, оратории и драмы, сразу завоевало признание. В премьере участвовала знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубинштейн. Отметим постановку известного кинорежиссера Р. Росселини (1953, Неаполь, в главной роли Ингрид Бергман).

Дискография: CD — Deutsche Grammophon. Дирижер Озава, солисты: Келлер, Вильсон, Эскурру, Полле и др.

Мифы про шашлык: мясо, приготовленное на мангале, — почти диетическое блюдо?

Рассказывает кандидат медицинских наук, врач высшей категории, диетолог Римма Мойсенко.

Миф первый. При жарке на шампурах жир вытекает, поэтому шашлык – почти диетическое блюдо.

На самом деле. По сравнению со шницелем или эскалопом шашлык действительно получится менее жирным. Однако это вовсе не значит, что свиной шашлык можно причислить к диетическим блюдам. Ведь даже не очень жирная свинина переваривается тяжело, поэтому она противопоказана людям с заболеваниями желудка и кишечника. А вот рыба или курица, приготовленная на мангале или решетке, вполне могут претендовать на звание диетических продуктов.

Какой бы шашлык вы ни выбрали, стоит помнить о том, что лучшим гарниром к нему будут зеленые овощи, причем овощей в вашей тарелке должно быть больше, чем мяса. Хорошо, если овощи будут присутствовать и на шампуре вперемежку с мясом. Тогда оно будет более сочным, а блюдо – менее калорийным.

Миф второй. Канцерогены – вредные вещества, которые образуются в процессе жарки продуктов и могут стать причиной возникновения злокачественных опухолей, – боятся кислых маринадов.

На самом деле. Это неправда. Даже если выдерживать мясо в уксусе неделю, на образование канцерогенов это никак не повлияет. Но все-таки способы сократить количество вредных веществ в шашлыке есть. Не пользуйтесь при его приготовлении средствами для розжига дров. При горении они выделяют вредные вещества, которые «оседают» в мясе. Кроме того, жидкости для розжига могут стать причиной сильнейшей аллергической реакции.

Если вы любите жарить шашлык дома, обзаведитесь вертикальной шашлычницей. Такой способ жарки не дает мясу пропитаться продуктами горения.

Миф третий. Детям есть шашлык нельзя.

На самом деле. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок может съесть кусочек шашлыка. Но кусок, предназначенный малышу, не должен иметь обгоревшую корочку. Да и взрослым не стоит зажаривать шашлык до состояния углей.

Готовим шашлык

Свиной

Состав: 600 г свинины, головка чеснока, 100 мл белого сухого вина, перец и соль по вкусу.

Приготовление: Мякоть свинины нарезать поперек волокон, зачистить от пленок, слегка отбить, обмакнуть в белое сухое вино, немного посолить и поперчить, дать выстояться 15–20 минут. Нанизать кусочки мяса на шампуры, жарить над углями до готовности.

Читайте так же:
Салат из консервированной скумбрии

Состав: 1 курица, 200 г майонеза, 3–4 зубчика чеснока, соль, черный перец, приправа карри.

Приготовление: Курицу (или куриное филе) вымыть, разрезать на крупные порционные куски. Чеснок натереть на мелкой терке. В майонез добавить чеснок, приправу и размешать. Каждый кусок курицы натереть солью, перцем и обмазать майонезом. Плотно уложить куски в кастрюлю, залить оставшимся майонезом, накрыть крышкой и убрать на ночь в холодильник. Насадить на шампуры, чередуя по желанию с кольцами сырого лука, и жарить над углями.

Рыбный

Состав: 800 г филе судака, 400 г сала, лимон, черный молотый перец и соль по вкусу.

Приготовление: Филе судака нарезать кусочками по 40–50 г, посолить, посыпать черным молотым перцем и дать немного постоять. Подготовить полоски из сала, нарезанные так, чтобы куски судака можно было бы полностью в них завернуть. Кусочки рыбы обернуть полосками сала, скрепить деревянными шпильками, нанизать на шампуры и запечь над раскаленными углями. В процессе запекания кусочки рыбы слегка сбрызнуть лимонным соком.

Овощной

Состав: 600 г молодого картофеля, 200 г бекона, 2 луковицы, 100 г маринованного чеснока, 200 г грибов, 1 зубчик чеснока, 1 ст. ложка лимонного сока, 100 мл растительного масла, соль, перец, зелень.

Приготовление: Грибы почистить, вымыть, замариновать в смеси лимонного сока и мелко порубленного чеснока. Картофель очистить и отварить в подсоленной воде до готовности. Остудить и нарезать на подходящие по размеру кусочки. Луковицы очистить и разрезать на 4 части. Чеснок очистить и разделить на дольки. Ломтики бекона свернуть рулетиками. Шампуры смазать растительным маслом с зеленью. Попеременно нанизать на шампуры маринованный чеснок, картофель, лук, грибы и бекон. Подготовленные шашлыки смазать со всех сторон растительным маслом и поперчить. Жарить над углями примерно 10 минут.

Безопасность у костра: простые правила, спасающие жизнь

Отдых на природе с ночевкой немыслим без разведения костра. Его задорные искорки и романтичное потрескивание поленьев помогают расслабиться, согреться, раствориться в первозданной природе. Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые сделают такой отдых безопасным и полным ярких впечатлений.

Согласно статистике, 9 из 10 пожаров вызваны небрежностью. Банальный человеческий фактор, пересекаясь с неосторожностью, зачастую приводит к страшным трагедиям. Кроме того, около 75% детских травм в кемпингах вызваны кострами. Лесные пожары, повреждения имущества или травмы можно легко предотвратить.

Совет #1. Убедитесь, что на месте вашей стоянки разрешено разводить костры

Не каждый кемпинг позволяет разводить костры на своей территории или поблизости. Некоторые организаторы стоянок обустраивают специальные зоны, в которых можно разводить костры и пользоваться грилями. Если в районе где расположен кемпинг есть вероятность возгорания больших массивов леса или рядом сухостой деревьев, тогда от разведения костра придется отказаться.

Совет #2. Оглянитесь вокруг и осмотрите пространство

Разведение костра в ветряную погоду может стать рискованной затеей. Не стоит разводить огонь если вокруг места для костра разбросаны ветви деревьев. Даже если они покрыты сочной зеленой листвой, не стоит полагаться на случай. Пламя легко выходит из-под контроля под действием сильного ветра и уничтожает все вокруг. Также стоит убедиться, нет ли поблизости других легковоспламеняющихся предметов.

Читайте так же:
Слоеный салат Сказка

Совет #3. Правильно обустраивайте место для огня

Сделайте небольшое углубление в земле и выложите вокруг него камни, уберите посторонние предметы, которые могут загореться, в радиусе нескольких метров вокруг. Держите рядом ведро с водой и лопату или другой инструмент. Это поможет быстро нейтрализовать возгорание.

Совет #4. После зажигания веток бросьте спичку в огонь

Удостоверьтесь, что спичка попала в очаг возгорания, а не на сухую траву вследствие машинального движения рукой. Это может привести к непредсказуемым и весьма опасным последствиям.

Совет #5. Никогда не оставляйте костер без присмотра

Караванеры, останавливающиеся в кемпинге, часто забывают об этом простом правиле. Они могут пойти искупаться, поиграть в волейбол на некотором расстоянии от костра. Иногда беспечные туристы идут спать в дом на колесах, не потушив костер полностью. Они считают, что почти потухшие поленья не смогут стать причиной возгорания окружающих предметов или деревьев. На самом деле, это очень опасное заблуждение.
Ущерб имуществу или лесу часто бывает не сопоставимым с такой беспечностью. Один человек всегда должен находиться рядом с костром и наблюдать за ним. Уходя – обязательно потушите его.

Совет #6. Предметы, положенные в костер, должны там и оставаться

Нельзя вытаскивать тлеющие поленья, независимо от преследуемой цели. Даже если вы видите, что палка не горит, извлекать ее не нужно.

Совет #7. Тушить огонь нужно правильно

Костер выполняет множество функций – он согревает, создает определенное настроение, на огне можно приготовить еду. Как только он выполнил свою роль, нужно его погасить. Как сделать это правильно, к сожалению, знает не каждый. Ведро воды, вылитое на тлеющую древесину, будет самым быстрым и верным способом.

Костры являются незаменимой частью караванинга. Соблюдение этих нехитрых правил в отношении пожарной безопасности поможет сохранить лес и имущество других караванеров. Не будьте беспечными, это ваша жизнь.

Как приготовить еду в походе

«Тлеет костер, варится суп с консервами …» — так описал почти полвека назад походную кухню Ю. Визбор. Сегодня способов приготовления еды гораздо больше. Расскажем о каждом подробно.

Тушенка в походе

Костер

Костер остается классикой жанра. Еще бы: он не только кормит, но и согревает, объединяет людей и создает неповторимую походную обстановку.

Преимущества: многофункциональность, душевность, не нужно носить с собой горючее. Недостатки: зависимость от сушняка (вы же не рубите живые деревья?) и погодных условий.

Необходимое оборудование

сухая трава, мох, бумага

спички (зажигалка, огниво, кремень, линза)

круглый или овальный кан

Разновидности костра

Колодец – выкладываются параллельно две палочки, на них две перпендикулярно. Прост в укладке, пригоден для сушки одежды.

Звезда – поленья складывают в круг концами в общий центр. Используется в основном в горных районах. Образует много углей, над его центром легко разместить посуду.

Костер-свечка – делается из одного ровного полена высотой около полуметра и диаметром до 30 см. Пилой или топором на нем делаются рассечки на ¾, а сверху ставится посуда.

Разновидности костра. Источник фото: kolevit.ru

Траншея – дрова горят в специально выкопанной канавке (примерно 30*90*30 см), над которой прямо на землю ставят кан. Дно желательно выложить камнями: они надолго сохранят тепло, если огонь погаснет. Подходит для ветреной погоды, не требует тросов для подвешивания котелка, а после прогорания костра позволяет оборудовать теплое спальное место. Минус: на выкапывание ямы нужно время и лопата.

Читайте так же:
Салат из шпрот Летний

Таежный (скат) – поленья кладутся одним концом на толстое бревно, образуя подобие односкатной крыши. Хорош в дождь.

Сварить обед можно и на двух смежных бревнах (вариант нодьи), хотя этот вид костра чаще используется для обогрева.

Как развести

Разводить костер проще всего из сухой травы и тонких веточек. Они же понадобятся, чтобы быстро вскипятить воду. Для поддержания тепла подойдут дрова потолще.

Котелок подвешивают на трос за S-образный крючок или карабин. Трос натягивают на рогатины из веток или деревья (тогда с каждого конца привязывают веревку). Вместо троса можно взять и палку, главное, чтобы она не сгорела.

Лайфхак: брать топор и искать рогатины не обязательно – закрепите котелок на рычаге. Для этого длинную жердь положите на камень или полено, а нижний конец прижмите другим камнем.

Разведение огня в дождь и ветер

Влажная растопка разгорается хуже, а потому до начала дождя желательно запастись сухой травой и ветками. Не успели – освободите хворост от коры и смажьте маслом или салом. Обстругайте ветку ножом так, чтобы стружка осталсь висеть — такая зажигательная палочка (№6 на фото “Разновидности костра”) поможет быстрее развести огонь. Сильно промокшие поленья лучше расколоть и извлечь сердцевину. Бензин или жидкость для розжига не льют на пламя, а пропитывают дрова или растопку.

Костер в сырую погоду. Источник фото: turizmens.ru

Кислород будет лучше поступать, если развести пламя не на сырой земле, а на помосте из поленьев.

Поджигать надо сухими руками. Если запас спичек велик, возьмите сразу несколько и сложите лесенкой – получите более долгое и сильное пламя. Хорошее решение – водо-ветроустойчивые спички или зажигалка.

Маленький огонек стоит укрыть от ливня тентом, куском пленки, большим пакетом, курткой или, на худой конец, собственной спиной.

В дождь лучше разводить закрытые типы костров: шалаш или таежный. Сырые дрова подсушивают рядом с пламенем. Также стоит подсушить и растопку про запас.

Поджигают дрова всегда с подветренной стороны, но от сильного ветра нужно загородиться специальным экраном или ковриком.

ветро-водо устойчивые спички

Костер зимой

Выбранное место очищают от снега, если это невозможно, укрывают металлической сеткой или толстыми поленьями.

В сильный мороз вместо обычной зажигалки лучше взять бензиновую. Не боятся холода и влаги огниво и кремень, но они требуют умения и сухой растопки.

Печки

Походная еда в печке-щепочнице готовится быстрее, чем на костре и по колориту почти не уступает.

Печка-щепочница. Источник фото: clubpechnikov.ru

Преимущества: направленное пламя экономит дрова, что важно в горной местности. Печка легче газовой горелки, а ее разборные варианты еще и очень компактны. Для нее не нужно запасать горючее и брать топор.

Недостатки: возле нее не получится сушить одежду, влажное топливо горит с трудом, приходится постоянно подбрасывать дрова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector